справки в детский сад | Юрист
Close

17.09.2019

справки в детский сад

Отказ в приеме в детский сад из-за отсутствия прививок.

Как ни странно, но довольно часто возникает множество вопросов при приеме ребенка в детский сад. Чаще всего, за исключением вопросов о порядке предоставления самого места в детском саду, сложности случаются с требованием администрации учреждения о предоставлении сертификата о прививках (прививочного сертификата).

Некоторые родители, считающие, что прививки не нужны, по религиозным соображениям не допускающие прививок детям, отказывающиеся от прививок в связи с наличием большого количества информации о вреде и побочных эффектах прививок, детям прививок не делают. Целенаправленно отказываются от прививок и, как следствие не могут предоставить справку об их наличии.

В связи с этим некоторые учреждения дошкольного образования детей этих родителей принимать отказываются.

И тут возникает противостояние и, как следствие- вопросы — законно ли не принимать ребенка в детски сад в отсутствие справки о прививках, а также какие вообще документы предусмотрены законом при приеме ребенка в детское дошкольное учреждение.

Тут действует целый ряд законодательных актов, которые устанавливают, что прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство. Это значит, что прививки проводятся исключительно с письменного согласия родителей /попечителей/ опекунов несовершеннолетних до 15 лет. Без согласия родителей делать прививки запрещено.

ч. 4 ст. 67 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.
Это означает, что отсутствие справки о прививках не является основанием для отказа в приеме в государственное или муниципальное детское дошкольное образовательное учреждение.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года N 26 СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» определены требования к приему детей в дошкольные образовательные организации, в соответствии с которыми прием детей, впервые поступающих в дошкольные образовательные организации, осуществляется на основании медицинского заключения (п. 11.1)

В соответствиис Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» Приказом Минздрава России от 10 августа 2017 г. №514н утвержден Порядок прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них (далее — Порядок), устанавливающий правила прохождения несовершеннолетними, в том числе при поступлении в образовательные учреждения медицинских осмотров, представляющих собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Поскольку проведение прививок, проверка наличия вакцинации не входит в перечень медицинских вмешательств, направленных на выявление заболеваний, медицинское заключение выдается без проверки наличия/ отсутствия прививок, а следовательно, может быть выдано и в случае отказа от проведения прививок.

Кроме того, пунктами 11.1-11.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 установлено, что ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и (или) медицинскими работниками, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. По показаниям (при наличии катаральных явлений, явлений интоксикации) ребенку проводится термометрия.

Выявленные больные дети или дети с подозрением на заболевание в дошкольные образовательные организации не принимаются; заболевших в течение дня детей изолируют от здоровых детей (временно размещают в помещениях медицинского блока) до прихода родителей или их госпитализации в лечебно-профилактическую организацию с информированием родителей.

После перенесенного заболевания, а также отсутствия более 5 дней (за исключением выходных и праздничных дней) детей принимают в дошкольные образовательные организации только при наличии справки с указанием диагноза, длительности заболевания, сведений об отсутствии контакта с инфекционными больными.

Отсюда следует, что требование о предъявлении прививочного сертификата при приеме в детский сад или школу не требуется, является незаконным, равно как незаконен и отказ в приеме ребенка в детский сад и колу в случае отсутствия сведений о прививках ребенка.

Ап — и в сад!

Ну раз уж начали о садиках, разберемся как же его получить…

Место в «бесплатном» детском саду положено каждому ребенку и по общему правилу предоставляется по заявлению родителей и в соответствии с очередностью, т. к. детский сад является дошкольным образованием, право на которое в соответствии с Конституцией имеют все граждане.

Вот тут начинаются вопросы- куда писать заявление? А если родители прописаны в разных районах? А какие документы, кроме заявления требуются? и т. д. и т.п. Кроме того, в больших городах просто катастрофически не хватает. «Выбивать» места приходится через жалобы и суд.

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании» организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами) относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов. Соответственно — обеспечить местами в детских сада- обязанность администрации.

Но в администрации говорят: «Мест нет». И стоят люди в очереди годами.

В некоторых регионах, как, например, в г. Красноярске и других городах, установлены выплаты на случай, когда ребенок не идет в государственное или муниципальное учреждение, а родители либо изыскивают возможности устройства ребенка самостоятельно- в частный детский сад, либо один из родителей находится дома с ребенком. Но для получения таких выплат ребенок должен быть снят с очереди на представления места в саду и очередь не сохраняется за данным ребенком. Если родители передумают, то в очередь придется вставать заново.

Кроме того, на время ожидания чуда (места в детском саду) влияет не только само по себе количество детей, но и количество детей лиц, имеющих право на внеочередное и льготное обеспечение местом дошкольном учреждении.

Можно ли без очереди? Получить путевку в детский сад можно и без предварительного ожидания в очереди.

Законодательством предусмотрена возможность внеочередного, первоочередного и преимущественного обеспечения местами в детских дошкольных учреждениях детей следующих категорий граждан:

Внеочередное право (РФ – 6 категорий):

1. Дети прокуроров (пункт 5 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 №2202-1) и сотрудников следственного комитета (пункт 25 статьи 35 Федерального закона «О следственном комитете РФ» от 28.12.2010 № 403- ФЗ).

2. Дети судей (пункт 3 статьи 19 закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» от 26.06.1992 №3132-1).

3. Дети граждан, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и дети инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы (пункт 12 статьи 14 закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 №1244-1).

4. Дети граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (ст. 2,3, 4, 6, 10, 11 Федерального закона «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча” от 26.11.98 № 175-ФЗ).

5. Дети погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами сотрудников и военнослужащих специальных сил по обнаружению и пресечению деятельности террористических организаций и групп, их лидеров и лиц, участвующих в организации и осуществлении антитеррористических акций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, состав которых определяется руководителем Федерального оперативного штаба по представлению руководителя оперативного штаба в Чеченской Республике, согласованному с руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, имеющих общую административную границу с Чеченской Республикой, а также сотрудников и военнослужащих Объединенной группировкой войск (сил) по проведению контртеррористических операций Северо-Кавказского региона Российской Федерации (пункт 14 Постановления Правительства РФ от 09.02.2004 года № 65 «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации).

6. Дети военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительской системы непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей (ст. 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 936).

Первоочередное право (РФ – 5 и муниципалитет – 3 категории):

1. Дети военнослужащих по месту жительства их семей (пункт 6 статьи 19 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 №76-ФЗ).

2. Дети сотрудников полиции, дети сотрудников полиции, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, дети сотрудников полиции, умершего вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции; детям гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей и исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции; детям гражданина Российской Федерации, умершего в течение одного года после увольнения со службы в полиции вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в полиции, исключивших возможность дальнейшего прохождения службы в полиции; детям, находящимся (находившимся) на иждивении сотрудника полиции (статья 46 Закона РФ «О полиции» от 07.02.2011 №3-ФЗ).

3. Дети из многодетных семей (пункт 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей»).

4. Дети-инвалиды и дети, один из родителей которых является инвалидом (Указ Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» от 02.10.1992 №1157).

5. Дети сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (ст. 3 ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 8 ФЗ «О пожарной безопасности» № 69-ФЗ, ст. 39 ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 06.02.1997 №27-ФЗ, п. 6 ст. 19 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ).

6. Дети, находящиеся под опекой (за исключением временной опеки) (Постановление Главы города от 02.02.2009 г. N 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города от 22.05.2007 N 304»).

7. Дети из семей, переселяющихся по Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (Постановление Главы города от 02.02.2009 г. N 20 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города от 22.05.2007 N 304»).

8. Дети всех категорий работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений и дети сотрудников дошкольных групп муниципальных общеобразовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений дошкольного и младшего школьного возраста; дети медицинских работников, закрепленных за муниципальными дошкольными учреждениями, дошкольными группами муниципальных общеобразовательных учреждений и муниципальных образовательных учреждений дошкольного и младшего школьного возраста, работающих в них в течение полного рабочего дня (Постановление Главы города от 13.03.2013г. N116 «О внесении изменений и дополнений в постановление Главы города от 22.05.2007 N 304»).

Правом преимущественного поступления в детсад на федеральном уровне могут воспользоваться: дети матерей-одиночек (в свидетельстве о рождении стоит прочерк в графе «Отец» либо данные внесены со слов матери, что подтверждается справкой из ЗАГС).

Уточнить перечень льготных категорий можно непосредственно в Департаменте образования по месту жительства.

А остальные? А остальные — ждут, либо обращаются в прокуратуру и/или суды.

Практика по данному вопросу неоднозначна- есть решения положительные, в пользу родителей. Есть и напротив, такие, где суд занимает сторону администрации.

Ответчиком по данному спору будет выступать департамент образования администрации соответствующего муниципального образования, т. к. именно они обязаны обеспечивать необходимо количество мест в дет. садах, строительство самих садов.

Само заявление составляется в простой письменной фоме, к нему необходимо приложить доказательства места в очереди, документы о том когда было подано заявление о принятии в очередь и другие документы, обосновывающие и подтверждающие правомерность требований. К примеру, очередь внезапно отодвинулась, хотя состав очереди не изменился, либо предоставляют место, но далеко от места жительства ребенка и т. д. и т.п.

Если нет настроения сразу обращаться в суд, можно обратиться в прокуратуру. Тут есть вероятность, что после обращения в прокуратуру с жалобой на бездействие либо действия департамент образования, для Вашего ребенка все же найдут место в детском саду.

Плата за детский сад и где взять деньги.

п. 2 ст. 65 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании» предусматривает, что за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее — родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается.

А поскольку в случае с государственными и муниципальными садами учредитель соответственно — Российская Федерации, либо муниципалитет, размер платы устанавливается соответствующими администрациями муниципальных образований.

Тут тоже есть льготные категории. В частности, за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65 ФЗ №273-ФЗ «Об образовании»).

п. 34 ст. 2 того же Федерального закона установлено понятие «присмотр и уход за детьми» – это комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

То есть, родительская плата- это оплата за стирку, уборку, питание. Все остальные услуги- как то дополнительные занятия, экскурсии, посещение музеев, театров, организация праздников — в размер родительской платы не входит и оплачивается отдельно и исключительно в добровольном порядке.

Кроме того, все тот же ФЗ «Об образовании» устанавливает, что родителям (законным представителям) предоставляется компенсация. Размер компенсации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в любом случае не менее 20% среднего размера родительской платы на первого ребенка, на второго — 50%, на третьего и последующих — 70%.

Получить компенсацию может один из родителей.

Кроме того, оплачивать садик можно средствами материнского (семейного) капитала. Воспользоваться средствами материнского капитала можно для оплаты государственного или частного садика, который имеет лицензию. То есть, няню оплатить не получится.

Коментарии к статье - справки в детский сад

Greggrib
15.10.2019 в 06:21

Теперь буду знать

Ответить
Алла Папамери
16.10.2019 в 09:14

Благодарю за комментарий! Мы всегда рады когда информация в наших статьях оказывается полезной.

Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *